Разбор задачи C3 (демо ЕГЭ 2008)
Введем обозначения:
х - первая куча,
у - вторая куча.
Старт: (х, у).
Варианты хода игроков: (х*3,у), (х,у*3), (х+2,у), (х, у+2).
Игрок выйграет, когда число камней в 2-х кучах станет ≥17 (х+у≥17). Изобразим ход игры в виде дерева решений. Необходимо ветвить дерево до того момента, когда все варианты последнего хода станут выйгрышными.
После первого хода дерево будет выглядеть так:
На дереве изображены все возможные варианты ходов. Одним цветом в строке подчертнуты одинаковые значения количества камней в кучах. По ходу игры будем ветвить только разные координаты.
После первых 2-х ходов дерево будет выглядеть так:
Когда 2-й игрок совершает 2-й ход, он выигрывает, когда попадает в позицию: 1,18, т.к. сумма х и у в этих случаях больше 17. На рисунке выйгрышная позиция 2-го игрока выделена сплошной рамкой.
Мы не рассматривали остальные позиции (обозначены как "..."), если встречали выйгрышную позицию. Игроки играют безошибочно, поэтому 1-й игрок пойдет только по выйгрышной ветке. Соответственно, нет смысла рассматривать все позиции. Например, из позиции (1,6) 1-й игрок обязательно пойдет в (1,18), а не в (3,6), например.
Смотрим предыдущий ход. Чтобы 2-й игрок не выйграл, 1-й игрок на 1-м ходе не должен идти в позицию 1,6. Он может идти в остальные позиции. Запретная позиция для 1-го игрока перечеркнута красным:
Рассматривая дальнейшие ходы не будем ветвить позиции, которые идут из позиции (1,6). После 3-х ходов дерево будет выглядеть так:
Когда 1-й игрок совершает 3-й ход, он выигрывает, когда попадает в позиции: (27,2), (3,18), (15,2), (1,36), и В=(1,18), т.к. сумма х и у в этих случаях ≥17. На рисунке выйгрышные позиции 1-го игрока на 3-м ходу выделены сплошной рамкой и одна позиция буквой "В" (позиция (1,6) уже встречалась выше на 1-м ходу, поэтому мы ее не ветвили).
Смотрим предыдущий ход. Чтобы 1-й игрок не выйграл, 2-й игрок на 2-м ходе не должен идти в позиции (9,2), (3,6), (5,2), (1,12) и (1,6). Он может идти в остальные позиции. Запретные позиции для 2-го игрока перечеркнуты красным:
Рассматривая дальнейшие ходы не будем ветвить позиции, которые идут из позиций (9,2), (3,6), (5,2), (1,12) и (1,6). После 4-х ходов дерево будет выглядеть так:
Из рисунка видно, что любой ход 2-ого игрока на 4-м ходу будет выйгрышным. Поэтому, выигрывает 2-й игрок.
Представим решение также в виде таблицы (выйгрышные ходы выделены розовым):
1 ход | 2 ход | 3 ход | 4 ход | |
---|---|---|---|---|
Старт | 1-й игрок (все ходы) | 2-й игрок (выйгрышный ход) | 1-й игрок (все ходы) | 2-й игрок (выйгрышный ход (один из вариантов)) |
1,2 | 3,2 | 3,4 | 9,4 | 27,4 |
3,12 | 9,12 | |||
5,4 |
15,4 | |||
3,6 | 3,18 | |||
1,6 | 1,18 | - | - | |
1,4 | 3,4 | те же ходы, что описаны выше |
Выигрывает 2-й игрок.
Варианты его первого хода представлены в таблице выше, в столбце, выделенном розовым. Если 1-й игрок 1-м ходом утраивает число камней во 2-й куче, попадая в позицию (1,6), то 2-й игрок выигрывает своим 1-м ходом. При остальных ходах 1-го игрока 2-й игрок выигрывает своим 2-м ходом.